Хотя международные инвесторы постепенно избавляются от владения в российских телеком-гигантах, таких как сотовые операторы, интерес к локальным проектам по-прежнему высок. На российский рынок в этом случае они выходят, заручившись поддержкой местных партнеров, и таких примеров много. TelecomDaily проанализировал, кто и как работает в России.
По данным «ТМТ Консалтинг», в 2018 году объем телеком-рынка России достиг 1,7 трлн руб., годовой прирост составил 3,4% — это самая высокая динамика за последние 5 лет. Самый доходный сегмент рынка — мобильная связь; зарубежные игроки сюда по-прежнему выходят, но уже в формате виртуальных операторов (MVNO). Еще одно привлекательное направление — облачные услуги.
Согласно предварительной оценке iKS-Consulting, по итогам 2018 года российский рынок облачных услуг вырос на 25% по сравнению с 2017 годом и достиг 68,4 млрд руб. Это тоже перспективный сегмент для иностранных компаний.
Почему уходят
Однако присутствие зарубежных телеком-гигантов в России на практике связано с ограничениями. Для работы на местном рынке им необходимо учредить российское юридическое лицо; более жесткие ограничения с момента вступления в ВТО были в течение нескольких лет устранены. По сравнению с остальными странами БРИКС Россия имеет довольно лояльные условия на допуск к оказанию телеком-услуг иностранных игроков из стран-членов ВТО.
Впрочем, все последние годы иностранцы избавляются от участия в российском сотовом бизнесе, считая, что возможности для естественного роста исчерпаны, а поддержки от регулятора они не дождутся. Так, шведская Telia вышла из «Мегафона» в октябре 2017 года, продав свои 19% Газпромбанку — сейчас у компании только российские владельцы и 20,97% в свободном обращении. «Вымпелком» принадлежит иностранной группе Veon, но, как писали российские СМИ этой зимой, она хочет продать свое российское подразделение и даже вела переговоры с «Ростелекомом», которые не увенчались успехом. Что касается МТС, то у этого оператора ключевой владелец — российская АФК «Система» (53,47%), остальные акции находятся в свободном обращении на международных биржах, значительный объем — на нью-йоркской NYSE. Tele2, будучи основанной шведами, сейчас принадлежит «Ростелекому».
Все эти процессы связаны с тем, что допускать значительную доля иностранного владения в телекоме не в российских интересах. Периодически возникают на повестке и предложения ввести дополнительные законодательные ограничения для иностранцев в стратегических сегментах. Как, например, в 2017 году, когда Минкомсвязи РФ предложило ограничить иностранное участие в капитале владельцев точек обмена трафика до 20%. Усложнил присутствие иностранцев в российском телекоме и так называемый «пакет Яровой», который с 2016 года обязал операторов хранить свои данные только на базе инфраструктуры, расположенной в России. Это вызвало всплеск интереса со стороны иностранцев к российским услугам коммерческих дата-центров. Постепенно местную инфраструктуру хранения или хранение в облаке себе арендовали многие зарубежные провайдеры и сервисы, например, YouTube и Netflix.
Как работают иностранцы в России
В России нет мировых операторов-гигантов типа Vodafone или Telefonica — или они активно мимикрируют, находят себе комфортную нишу, как французский Orange, который работает здесь только в бизнес-сегменте, а планы по запуску MVNO до сих пор не реализовал. Есть российский офис у одного из крупнейших игроков мирового телекома, китайской China Unicom, но бизнес-модель компании пока не ясна. Также можно вспомнить нидерландскую Linxdatacenter, которая успешно осваивает российский рынок ЦОД и облачных услуг. А вот в MVNO иностранцев намного больше.
Как рассказал TelecomDaily коммерческий директор «Наука-Связь» Александр Зинько, свои интересы в России имеет множество иностранных телеком-игроков. В результате только его компания работает с более чем 20 фирмами, такими как Telecom Austria, Magyar Telekom, Linx Telecom, T-Mobile, Turktelecom, Equinix.
Многие международные MVNO в России присутствуют на сети Tele2: британские компании Virgin Connect, Lycamobile и Mundio, нидерландская V-Tell, американская Sprint. Речь идет о B2B-сегменте: корпоративные клиенты этих операторов, приезжая в Россию, получают услуги связи на тех же условиях, что и в своей стране. Есть и «этнические» MVNO, как в случае с британцами.
По словам Зинько, на их практике зарубежные операторы в основном заказывают организацию временных каналов под специальные мероприятия (чемпионаты мира, олимпиады и т.д.), организацию последней мили для корпоративных клиентов и государственных проектов, а также покупку каналов связи для российских клиентов. «Из новых трендов можно отметить повышение активности работы с новыми операторами–акселераторами, которые построили свои наложенные сети, и акцент в работе с конечными заказчиками на оперативность обслуживания. Также стоит отметить высокие требования к SLA и необходимость проходить партнерскую аккредитацию каждый год», — говорит он.
http://tdaily.ru/news/2019/06/02/zarubezhnye-operatory-rabotayut-cherez-partnerov