Обзор трендов облачных сервисов от лидеров телекоммуникационного рынка.

03.06.2019

03.06.2019

 

Российский облачный рынок меняется не только в части сервисов и объемов предоставления услуг, но и по своей структуре — компании, которые ранее не занимались хранением данных и смежными сервисами, активно выходят на новый для себя рынок. TelecomDaily проанализировал, не «что», а «кого» ждет этот перспективный сегмент в ближайшее время.

«Раньше на российском облачном рынке играли преимущественно специализированные провайдеры — локальные и иностранные, — рассказал генеральный директор Selectel Олег Любимов. — В прошлом году на него вышли несколько крупных российских ИТ-компаний, специализирующихся в других областях, а также операторов связи — «Яндекс», Mail.ru, МТС. Обновили свои предложения «Ростелеком» и Сбербанк. Одновременно с этим начали локализовывать бизнес глобальные игроки. В условиях западных санкций это, прежде всего, китайские компании. В качестве примера можно привести Tencent и Huawei, развернувший свою облачную платформу в нескольких московских дата-центрах».

Российский рынок облачных сервисов укрупняется, — признают в компании «Крок». При этом пока количество крупных игроков все-таки больше десяти.

Говоря о структуре рынка, представители Selectel отмечают, что для большинства новых крупных игроков облачные сервисы и услуги дата-центров — лишь одно из многих направлений деятельности. «Для Selectel же это основной бизнес, которым мы занимаемся более 10 лет. Мы были первым участником глобальной программы Intel Cloud Technology из России, встав в один ряд с Amazon Web Services, Rackspace, OVH. Рыночный фокус и уникальная экспертиза позволяют нам уверенно чувствовать себя по отношению к коллегам по рынку», — говорит Олег Любимов.

Кто здесь

Консолидацию российского облачного рынка продолжается, растет число крупных M&A-сделок. «В перспективе ближайших 3-5 лет ключевую роль будут играть несколько крупных игроков, которые смогут конкурировать качеством предоставляемых сервисов, масштабом инфраструктуры и возможностью вовлечения клиентов в свою цифровую экосистему, — уверен директор облачного провайдера #СloudMTS Олег Мотовилов. — Конкуренция между провайдерами выйдет на принципиально новый уровень, где решающим фактором станет возможность получения широкого спектра ИТ- и телеком-услуг в одном месте, у одного поставщика».

«Сотовые операторы обладают обширной абонентской базой, которую можно конвертировать в пользователей облака, — отмечают представители «Крок». — Однако сейчас их влияние на рынок облачных услуг наблюдается лишь в сегменте среднего и малого бизнеса».

Представители фиксированного оператора «Наука-Связь», который уже несколько лет присутствует на рынке облачных услуг, отмечают, что современный телеком-оператором уже перестал быть только поставщиком услуг связи, так как его задача — предоставить абоненту комплексный продукт. Коммерческий директор «Наука-Связь» Александр Зинько говорит, что его компания пришла на этот рынок с самыми серьезными намерениями; заключаются долгорсрочные клиентские и партнерские контракты.

«Концентрируясь на проектах своих клиентов, мы решаем сразу несколько задач: повышаем лояльность и в то же время не распыляемся ресурсами, чтобы охватить все максимально возможные заказы. Вторым ключевым принципом в нашей стратегии на данном рынке является сегментация клиентов, когда мы разделяем их по степени вероятности заказа конкретного сервиса», — пояснил он.

Что двигает «облаком»

В целом, считает представитель «Крок», конкурентный фокус смещается с цены на качество предоставляемых облачных услуг. Оно становится определяющим фактором, так как клиенты все чаще стали переносить в облако бизнес-критичные системы.

«Развивается тренд на выбор компаниями все более высокоуровневых услуг, — согласен Олег Любимов из Selectel. — C on-premise решений, через колокейшн в коммерческих дата-центрах и аренду у провайдеров физического оборудования, бизнес пришел к стратегии cloud first. Следующий шаг — широкое использование микросервисов и serverless-решений. Мы до конца года представим в упомянутых категориях собственные продукты на уровне MVP».

Александр Зинько из «Наука-Связь» рассказал, что в облачном сегменте оператор работает с теми клиентами, которые заинтересованы в локальном хранении личных данных в соответствии с российским законодательством (например, управляющие компании многоквартирных домов), а также с крупным бизнесом, для которого доступна вся линейка  необходимых предложений. Так, «Наука-Связь» входит в десятку ведущих партнеров VEEAM, подчеркнул он.

Наблюдая за «облаками»

По оценкам экспертов, в ближайшие несколько лет примерно 80% всех вычислений будет проводиться в облаке. «Тренд очевиден – все больше компаний будут уходить в облако, так как это позволяет существенно сократить затраты на инфраструктуру и повысить конкурентоспособность бизнеса», – говорят в пресс-службе «Ростелекома».

«В бизнесе останутся те компании (будь то операторы связи, ЦОДы или системные интеграторы), которые смогут максимально точно соотнести свои возможности в области предоставления облачных услуг с потребностями своих клиентов, – считает генеральный директор Linxdatacenter в России Ольга Соколова. – Облака – крайне гибкий инструмент, количество возможных конфигураций под самые разные задачи позволяют охватить довольно широкий спектр ИТ-задач. Понятно, что никто не сможет в своей практике покрывать все возможные ИТ-потребности всех существующих заказчиков. Поэтому, в долгосрочной перспективе победит тот, кто найдет свою нишу, завоюет доверие своей аудитории и сможет обеспечить поступательное развитие на этой базе. Соответственно, покинут рынок те, кто не сможет построить экономически эффективную модель облачных сервисов в ближайшее время».   

Тем не менее, эксперты уверены, что российский рынок получит свою специфику, в основном благодаря сложившейся политической ситуации, – и операторы, и  некоторые крупные отечественные ИТ-компаний смогут занять сильные позиции. «Глобальная экспансия российских провайдеров облачных услуг кажется крайне маловероятной, но удержать отечественный рынок они смогут, если государство проявит достаточно настойчивости в курсе на замещение импорта», – говорит аналитик «Финама» Леонид Делицын.

По данным аналитического агентства ИКС-консалтинг, рынок IaaS в 2018 году достиг 17,4 млрд руб. Ожидается, что по итогам 2019 года рост превысит 30%. Рынок SaaS в 2018 году достиг 46,7 млрд руб., ожидаемый рост в 2019  — примерно 17%. PaaS рынок в 2018 году составил 4,3 млрд руб. Годовой темп прироста этого сегмента падает.

http://tdaily.ru/news/2019/05/31/takie-raznye-oblaka-kak-menyaetsya-rynok