Российский рынок playout уходит к профессионалам

28.04.2019

Аутсорсинг playout и облачные услуги — новый B2B-тренд на рынке платного ТВ. Обеспечение круглосуточного эфира телеканалов все чаще переходит в руки специализированных провайдеров: каналы сосредоточены на производстве контента, поэтому отдать playout на сторону вместе с транспортом сигнала получается намного проще и дешевле.

В рамках playout-услуг провайдеры создают телевизионный поток из различного контента, составляющего эфир канала, а специализированное программное обеспечение позволяет гибко управлять этой эфирной сеткой. Часто услуги playout сопряжены с услугой по передаче сигнала канала и организации его вещания, но не всегда, так как транспорт сигнала может быть организован ранее.

Обеспечение круглосуточного эфира телеканалов включает широкий спектр опций, который обычно собирается под заказчика по требованию. Основное — импорт, обработка, подготовка эфирных плей-листов клиента к эфиру, автоматизация эфира с помощью специального софта, управление им и мониторинг. К этому предлагается пул сервисов от оцифровки и хранения контента, резервирования, организации прямых эфиров, организации вещания со «сдвигом» по времени до вставки видео в режиме реального времени и интерактива (например, SMS-сервисов и оперативной графики).

 

Важна техническая база

 

Весь процесс организации playout современного цифрового канала требует наличия достаточно серьезной программно-аппаратной базы, покупка которой, особенно для кабельных и спутниковых каналов, является дорогостоящим вложением. Именно поэтому передача playout провайдеру практически всегда оказывается дешевле, чем его реализация своими силами.

 

Инвестиции в организацию playout подразумевает приобретение компьютерной и серверной платформы, а также специализированного софта, зарубежного или отечественного производства. Из крупных иностранных разработчиков, решения которых используются в России, можно упомянуть SI Media, из отечественных, например, BRAM Technologies. Стоимость комплекта железо плюс софт для playout составляет десятки тысяч долларов.

 

Телеканал, отдавая playout технологическому партнеру, получает полнофункциональное решение в аренду и компетентную техподдержку, избавляется от необходимости вложений в материальную базу для вещания. На российском рынке playout, например, работают такие профессиональные провайдеры как «Орион», «Гео Телекоммуникации», «Наука-Связь», STV, Global Systems, «Останкино Телеком» и другие.

 

Услуги playout становятся все более востребованы. Так, в апреле 2019 года оператор «Наука-Связь» сообщил, что начал оказывать полный комплекс по предоставлению услуги playout «под ключ» для нескольких телеканалов — «Морской», «Шалун», «Exxxotica», а также «FlixSnip». Помимо формирования вещания и предэфирной подготовки компания осуществила доставку потоков телеканалов до различных российских операторов кабельного, благодаря чему каналы расширили возможности по охвату зрительской аудитории.

 

«Мы стремимся соответствовать всем жестким критериям современного телекоммуникационного рынка и успешно конкурировать с его ведущими игроками, поэтому разрабатываем, развиваем и запускаем новые услуги», — говорит коммерческий директор компании Александр Зинько. 

Перспективной областью для игроков рынка остается playout для зарубежных телевещателей. Например, «Орион» осваивает этот сегмент с 2017 года, в России и СНГ оператор работает с 50 каналами, а потенциал международного рынка оценивают в 3000 каналов.

 

Облачный playout

 

Еще один значимый тренд — использование облачных решений для playout. Если раньше для него применялась традиционная система автоматизации,

которая объединяла сложный набор устройств, или базовый одноканальный блок, состоящий из стандартного ПК с платами, то теперь появилась жизнеспособная «облачная» альтернатива. Так называемый cloud playout, который включает видео, аудио, медиа-данные и графику. Playout в облаке – это сервис типа SaaS (софт как сервис), где предоставляется в аренду программный сервис.

 

Важная составляющая решения – место для хранения контента. В этом случае каждый канал выбирает удобные для себя опции. Возможен вариант, когда все хранится в самом playoutе, в облачном хранилище, или же канал может хранить только недельный, или произвольный «запас эфира», а редакторы составляют вещательную сетку из постоянно обновляемого/загружаемого списка контента – кому как удобнее.

 

На выходе из облачного playout канал получает SDI сигнал, который затем кодируется и может раздаваться операторам посредством инфраструктуры доставки как на спутник, так и наземным способом. На выходе из Playout телеканал получает возможности различных опций по транскодированию и транспорту. Можно выбрать именно те услуги, которые необходимы.

 

Облачные решения для playout расширяют и технические возможности управления эфиром. Например, вставку современной цифровой эфирной графики, диаграмм, бегущей строки, «Breaking News», проведение полнофункциональных live-трансляций, редактирование контента прямо в эфире и автоматизацию рекламных показов с продвинутой статистикой.

 

Это мировой тренд. Например, год назад Discovery закрыл свой playout центр в Великобритании и переместил все каналы, не работающие в режиме live, в свой облачный центр в США, при том что через европейских хаб осуществлялось вещание более 100 каналов группы. До этого крупнейший европейский спутниковый вещатель и оператор Sky отказался от playout-услуг SES и перенес германские операции в свой центр в Италии.

 

Участники рынка говорят, что спрос на playout и решения для playout в облаке на российском рынке также продолжат стабильно расти: это перспективный рынок, где между провайдерами будет нарастать конкуренция, а их техническая компетенция продолжит расти.

http://tdaily.ru/news/2019/04/26/rossiyskiy-rynok-playout-uhodit-k-professionalam