Алексей Калинин, «Наука-Связь»: к 2022 году доля цифровых сервисов в выручке должна вырасти на 70%

11.06.2019

11.06.2019

О собственном пути трансформации бизнеса рассказывает генеральный директор оператора «Наука-Связь» Алексей Калинин. С необходимостью модернизировать традиционную схему предоставления услуг столкнулись не только проводные гиганты, такие как «Ростелеком», МТТ, ТТК. Проводной оператор, когда-то образованный на базе авиационного предприятия, с головным офисом в Москве, но представленный во многих регионах, постепенно отходит от классической модели в пользу ИТ-интеграции, облачных сервисов, международного сотрудничества.

«Наука-Связь» — фиксированный оператор с 20-летним стажем и разветвленной сетью филиалов. Не могли бы вы назвать несколько ключевых проектов? Не нужно за всю историю, достаточно за последнее время.

В начале 2019 года наша компания выиграла конкурс, который проводил ДИТ Москвы на предоставление доступа к интернету и монтаж точек доступа к Wi-Fi в общежитиях столичных ВУЗов, среди которых — МИСиС, МГТУ СТАНКИН и Российский университет транспорта (МИИТ). Необходимо было выполнить работы по подключению порядка 20 общежитий, более 1 тыс. точек Wi-Fi в сжатые сроки. На сегодняшний день, сеть мы построили и сдали ее в эксплуатацию. Контракт с ДИТ Москвы рассчитан на два года. Мы и дальше нацелены участвовать в такого рода проектах.

Еще отметил бы участие в жилом комплексе «Садовые кварталы» на улице Усачева, застройщик – «Интеко». Это большой и новый проект для нас, который сейчас уже находится на завершающей стадии. На объекте мы выполняем работы по строительству слаботочных систем, раньше этого наша компания никогда не делала. В общей сложности, на объекте наши специалисты выполняют монтаж 14 инженерных систем, прокладывают кабель, устанавливают, настраивают и запускают оборудование, необходимое для функционирования современного элитного жилья.

По стоимости данный контракт превышает 200 млн руб., однако важность этого проекта для компании состоит в том, что мы и дальше хотим развиваться в данном направлении – монтировать слаботочные системы в домах, которые строятся с нуля.

В принципе, проектов много, они разные, но все важные.

Как вам удается, на фоне очень высокой конкуренции в фиксированном сегменте, продолжать реализовывать проекты для государственных и крупных коммерческих заказчиков?

Основной фактор успеха нашей компании – это люди — другого нет. У нас работают профессионалы своего дела. Оборудование и сети — с этим все понятно, но без людей… мы бы не двинулись с места.

Современный фиксированный оператор обязан быть разносторонним. Из каких основных направлений сегодня складывается бизнес?

И голосовые услуги связи, и интернет-доступ, и каналы связи для любого оператора —  это стандартный набор услуг. Еще одно направление, которое мы создали внутри нашей компании – автоматизация промышленных производств. Сейчас у нас в реализации находится проект по автоматизации Солнечной горнообогатительной фабрики, принадлежащей ПАО “Русолово”. Кроме того, мы участвуем в реализации проектов «безопасный регион», «безопасный город» в Московской, Тверской, Белгородской областях.

Сейчас уже середина года. Каким стал для компаний 2018-й и какие проекты реализуются в 2019-ом. Есть ли прогнозы по итогам года?

Прошлый год оказался хорошим для нас, хотя и очень непростым. С точки зрения результатов, мы показали рост по сравнению с предыдущими тремя годами, приняли новую стратегию развития компании. Нам пришлось провести большую работу, так как фактически никогда не пользовались услугами людей, профессионально пишущими стратегии: всегда писали сами, своим коллективом, сформулировав цели в понятном для себя виде. На этот раз мы постарались вовлечь в работу над стратегией всю компанию, каждого сотрудника. На сегодняшний день, четверть коллектива принимает активное участие и в создании стратегии и в ее воплощении.

Реализация стратегии подразумевает под собой постоянную работу и состоит из выполнения простых ежедневных задач. Мы превратили стратегию в список из более чем 150 задач, которые распределены по времени и которые мы коллективно решаем.

Кто, если не мы?

Это был очень важный момент для нашей компании, момент определения своего места в будущем.

В этом году мы планируем расти по основным показателям и развивать новые направления.

Я правильно понимаю, что вы вышли за «операторские» рамки?

Да. В стратегии мы сформулировали, что «Наука-Связь» — оператор связи, это очевидно, но мы планируем к 2022 году стать для бизнеса точкой входа в мир цифровых технологий.

Мы планируем двигаться дальше и в разных направлениях. Допустим, BIM (Building Information Modeling или Building Information Model) в строительстве. Мы начали применять свои компетенции в этой сфере, создали консорциум еще с двумя предприятиями и прошли предквалификационный отбор в «Газпромнефти», где есть программа внедрения BIM. Почему в консорциуме? Потому что наших компетенций, на тот момент, не хватило, чтобы принять участие в отборе, поэтому мы привлекли партнеров.

БИМ включает создание 3D-моделей объектов, которые строятся, в том числе линейных сооружений. Модели создаются на этапе проектирования, а во время строительства в 3D-модель вносятся корректировки. Конечный результат можно сравнить с тем, что было спроектировано изначально. Дальше, при наличии такой модели, значительно облегчается эксплуатация объекта. На западе эта технология уже достаточно развита — например, в Великобритании, в Германии.

Но это не значит, что мы отказываемся от телекома. Напротив, планируется это направление развивать и дальше. Понятно, что мы ориентируемся в основном на укрупнение заказчиков и развиваем сотрудничество с другими компаниями телеком -сегмента.

Я вижу смысл в синергии телеком-сегмента с другими направлениями по цифровизации. Сегодня изменилась ситуация, и задача каждого человека — уметь меняться вместе с меняющимся миром. Именно это определяет жизнеспособность компании и любого  отдельно взятого человека.

В соответствии с нашей стратегией, к 2022 году доля телеком-сегмента в нашей выручке должна составлять 30%, сегодня данный показатель равен 85%. При этом рассчитываем увеличить выручку более чем в 3 раза.

Влияет ли программа «Цифровая экономика» на те регионы, в которых вы представлены? Участвуете ли вы в сквозных проектах?

Сейчас все проекты перешли в цифровую экономику. Для меня это понятие странное, мы уже давно живем в мире, где ничего аналогового нет, все цифровое. Мы участвовали в проекте по созданию систем фото- и видеофиксации, целью которого было сокращение нарушений правил дорожного движения в Московской области. Кроме того, на МКАДе мы выступили подрядчиком «СпецДорПроекта», который специализируется на установке систем видеонаблюдений за дорожным движением и ситуацией на дорогах. И это тоже цифровые технологии. Все, чем мы оснащаем объекты, на которых мы работаем – это и есть «цифра».

Ваша компания больше ориентирована на корпоративный сегмент. Если ли у вас интересы в B2G и в B2C (здесь операторы постоянно жалуются на низкий ARPU)?

В Москве мы не занимаемся рынком B2C, но в Московской области исторически сложилось так, что в некоторых жилых районах мы предоставляем физическим лицам доступ в интернет и телефонию. Но это относится только к тем районам, где у нас достаточно развита своя инфраструктура и где есть потребность в данных услугах. Такая же ситуация и в Тверской области.

В целом, для нас конечный пользователь – это бизнес. Госзаказчики у нас тоже есть: мы работаем и с правительством Москвы и с администрацией Тверской области. В этом году выиграли конкурс на предоставление услуг Информационно-аналитическому центру поддержки заповедного дела Министерства природных ресурсов. Вообще, мы рассчитываем на рынок B2G. Понятно, что государство является самым надежным партнером.

В каких международных проектах участвуете, как развивается данное направление?

Мы сотрудничаем с рядом западных операторов и не только западных, предоставляем им на нашей территории услуги. В этом году мы выиграли конкурс, организованный «Росатом» на строительство каналов связи с Анкарой, где начинают строить атомную электростанцию. Данный проект уже успешно завершен. Если вспомнить одно из главных событий России 2018 года – Чемпионат мира по футболу. Наша компания приняла непосредственное участие в его организации, обеспечив доступом в интернет тренировочные базы сборных Англии и Португалии. Кроме того, мы предоставляем каналы связи к международным биржам для российских банков. И это является хорошим показателем качества наших услуг, потому что к таким каналам предъявляются повышенные требования.

В нашем бизнесе фактически нет границ: можно спокойно работать в любой точке мира, если уметь это делать и если предоставлять востребованный продукт.

У вас целый пул заказчиков — это компании-авиастроители. С чем связан интерес к этому сегменту? Есть ли другие отрасли, с которыми вы работаете не менее плотно?

У меня у самого авиационное образование, я закончил Московский авиационный институт. Мы создали свою компанию на базе авиационного НПО «Наука» —предприятия, которое делает системы жизнеобеспечения для летательных аппаратов. Видимо, близка нам эта тема; одним из наших первых клиентов стал ГосНИИАС —государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, главный НИИ в отрасли. Другие наши клиенты — «Туполев», «Илюшин», «АэроКомпозит»; мы с ними сотрудничаем не первый год.

Наша компания активно работает с предприятиями медиа отрасли, мы сотрудничаем с «Вечерней Москвой» , «Комсомольской правдой», «Российской газетой» — у нас больше двух десятков клиентов-издательств. Для заказчиков этого сегмента мы предоставляем каналы связи, доступ в интернет, телефонию, кроме того, организуем услугу ИТ-аутсорсинга, которая позволяет обеспечить безотказную работу всей ИТ-ифраструктуры компании.

Совсем недавно компания вступила в Российскую гильдию управляющих и девелоперов. На что вы рассчитываете в рамках этой организации, какие задачи помогает решать членство?

Это связано с тем, что мы решили зайти на строительный рынок с услугой монтажа собственных систем, а девелоперские компании являются инициаторами всех строительных проектов. Мы эти связи хотим укреплять и развивать, тем более что какой-то маленький кусочек этого пути мы уже прошли и есть, что показать. Сейчас работаем со строительной компанией «Самолет»; начинали с маленького контракта на 2,5 млн руб., однако, на сегодняшний день сумма контрактов уже приближается к 50 млн. Все компетенции для успешной реализации подобных проектов у нас есть. Мы изменили отношение к себе как исключительно к телеком-оператору.

Какие новые технологии сейчас двигают отрасль вперед? Появилось много обсуждаемых проектов в сфере IoT, например. Вы сами активно участвуете в проектах, связанных с управлением городской средой, в основном в части видеонаблюдения. Что еще вам интересно?

Мы начали работу с ритейлерами, уже подписано несколько договоров с крупной московской торговой сетью на предмет исследования оптимального энергопотребления в торговых залах, а также на мониторинг и регулирование климата в торговых помещениях. Мы провели НИОКР в одном из их магазинов, поставили датчики; снимали там информацию в течение двух месяцев, а потом предоставили им отчет. Если наш опыт окажется востребованным, то будем предлагать данную услугу и другим ритейлерам.

Как вы планируете отметить свое 20-летие?… Хорошо, если серьезно, то как вы видите развитие компании на перспективу от пяти лет и более?

На самом деле, 20-летний опыт работы компании для отечественного рынка — это событие. Много предприятий за это время успели появиться и раствориться. Наша же компания меняется, но есть и клиенты, которые с нами почти 20 лет, а это тоже хороший показатель.

Сегодня мир очень динамично меняется, планировать на 10 лет вперед бессмысленно, поэтому наша стратегия развития рассчитана только на 4 года. Если доля телекома в общей выручке, как я говорил, снизится до уровня 30%, то это значит, что в других сферах мы будем присутствовать, включая автоматизацию и IoT. Реализацию подобных проектов, в том числе в сфере ЖКХ и общественного транспорта, сейчас активно обсуждаем и в регионах.

http://tdaily.ru/news/2019/06/10/aleksey-kalinin-nauka-svyaz-k-2022-godu-dolya-telekoma-v-vyruchke-dolzhna-sokratitsya-do-30